«Автобан» не смог взыскать ₽620 млн за строительство М-5 в Башкирии

Фото: ФКУ Упрдор "Приуралье"


Фото: ФКУ Упрдор «Приуралье»

Компания «Ханты-Мансийскдорстрой» (входит в группу «Автобан») проиграла в Верховном суде иск к ФКУ Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» о взыскании задолженности по государственным контрактам на выполнение строительных работ на трассе М-5 «Урал» в Башкирии. Предприятие требовало взыскать с учреждения в общей сложности 620 млн руб. Высшая судебная инстанция подтвердила позицию нижестоящих судов, которые полностью отказали в удовлетворении иска.

В эту сумму АО «Ханты-Мансийскдорстрой» оценило разницу между стоимостью работ, оплаченной по контракту, и их фактической стоимостью, рассчитанной с применением индексов-дефляторов за периоды с 2017 по 2022 годы.

Компания указывала на то, что в ходе исполнения контрактов вносились многочисленные изменения в проектную документацию, увеличивались объемы и менялись виды работ, многократно продлевались сроки выполнения работ. Эти изменения были вызваны обстоятельствами, не зависящими от подрядчика — необходимость переустройства коммуникаций, согласования документации, переносов финансирования.

Поскольку контракты изначально предусматривали принцип ценообразования с учетом индексов-дефляторов, а сроки выполнения сдвинулись не по вине подрядчика, для расчета стоимости фактически выполненных работ должны применяться индексы-дефляторы, соответствующие реальным периодам выполнения работ (2017–2022 годы), а не годам заключения контрактов (2013 и 2017 годы), заявили в компании.

Однако суды согласились с позицией Упрдор «Приуралье», который указал, что контракты заключались по твердой цене, определенной на весь срок исполнения. Законом предусмотрены исключительные случаи изменения существенных условий контракта, в том числе цены. Таким случаем является применение постановления правительства РФ № 1315, которое допускает увеличение цены контракта до 30% при совокупности строгих условий, например, неизменности физических объемов работ, наличия лимитов бюджетных обязательств, заключения контракта до октября 2021 года и другие. В данном случае этот особый порядок не соблюден.

Суды также отвергли позицию истца о том, что в 2020–2021 годах произошел существенный рост цен на стройматериалы.

«Само по себе изменение экономической ситуации в части увеличения роста цен на строительные ресурсы является естественным следствием экономических процессов и не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Спорный контракт заключен в период, когда факт значительного роста цен на строительные материалы являлся общеизвестным, стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию в связи с чем, не могли исключать вероятность роста цен на строительные ресурсы в период исполнения сделки», — говорится в решении кассационного суда.

Таким образом, компания «Автобана» окончательно проиграла дело, которое рассматривалось с 2022 года.

На сайте холдинга говорится, что «Ханты-Мансийскдорстрой» был создан 30 ноября 1998 года. АО «ХМДС» является крупнейшим подразделением компании группы в Западной Сибири и выполняет полный комплекс дорожно-строительных работ. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2024 выручка компании составила 21 млрд, а чистая прибыль — 340 млн руб.

Прокрутить вверх