Парламент республики предложил на федеральном уровне установить запрет на «графические уловки» в кредитных договорах

Госсобрание Башкирии внесло на оценку в Совет законодателей страны проект поправок в федеральный закон о потребительском кредите. Региональный парламент предлагает запретить включать в условия договора о потребительском кредите или займе указания или ссылки на ресурс, где клиент может получить полную информацию об условиях договора.
Также депутаты предлагают установить запрет на использование графических приемов — различий в фоне, цвете и теме шрифта, когда одни условия договора отображаются менее заметно по сравнению с другими. Кроме того, парламент Башкирии предлагает запретить использовать в договорах примечания и ссылки, содержащие дополнительные пояснения к условиям кредита.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он направлен на защиту прав потребителей финансовых услуг и предусматривает совершенствование порядка расчета полной стоимости кредита в части более точной оценки расходов заемщика.
«Положения Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» не всегда позволяют правильно квалифицировать платежи заемщика для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа). Правовая неопределенность используется недобросовестными кредиторами, которые намеренно включают различные графические уловки по тексту договора и обходят таким образом требования законодательства об указании всех условий договора в его тексте», — говорится в документе.
В парламенте считают, что принятие поправок приведет к уменьшению недобросовестных практик при расчете полной стоимости кредита и снижению рисков чрезмерной закредитованности населения, а также снижению долговой нагрузки. Изменения помогут повысить уровень защиты прав клиентов при потребкредитовании и их информированности о реальных тратах на кредитный продукт.
Глава направления анализа банковской деятельности аналитического центра Университета «Синергия» Антон Рогачевский назвал предложение Башкирии интересным, но сомневается в том, что такие поправки будут приняты. По его словам, согласно ГОСТу, для использования при оформлении договоров рекомендован шрифт с кегелем 12, 13, 14, но эта рекомендация необязательна к соблюдению.
«В том же самом ФЗ «О потребительском кредите (займе)» сказано, что условия кредитного договора должны быть представлены в понятном виде. И даже исходя из своей практики, могу сказать, что не всегда можно вписать какие-либо данные так, чтобы сохранить шрифт и подчеркнуть понятность. Клиенты, все-таки, бывают разные. Также в 2023 году ЦБ РФ рекомендовал профессиональным участникам рынка придерживаться единого стиля в оформлении договоров, чтобы повысить их прозрачность. Но опять же это только рекомендации. Сам я ничего не имею против унификации в части цвета, заливки и прочего форматирования, однако, что касается размера шрифта, на мой взгляд, унификация не всегда возможна. Скорее всего, именно из-за этой ремарки предложение останется лишь предложением, хотя при должной доработке шансы на принятие есть», — считает эксперт.
Как писал РБК, с 1 марта 2025 года вместо мелкого шрифта в рекламе банки указывают QR-коды, отсылающие на сайт с полной информацией, и вставляют предупреждающие фразы. Так, если в рекламе указываются условия, влияющие на полную стоимость кредита, должна присутствовать надпись «Изучите все условия кредита на сайте» с указанием на раздел информресурса банка. Если таких условий нет, то в рекламе должна присутствовать охлаждающая фраза «Оценивайте свои финансовые возможности и риски».