Юрлицо «Красное & Белое» в Уфе не добилось прав на бренд пива Cortes

Из-за охраны схожего названия ретейлер может снять с продажи напиток под таким торговым знаком

Фото: РБК Уфа


Фото: РБК Уфа

Уфимская компания «Оазис» (принадлежит алкогольному ретейлеру «Красное & Белое») проиграла в кассации иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака пива Hernán Cortés. Бренд принадлежит московской фирме «Александровы погреба». Истец требовал лишить ответчика прав на товарный знак, поскольку он не используется. Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) оставил в силе решение нижестоящей инстанции, который ранее полностью отказал в удовлетворении иска.

Как сообщал РБК Уфа, «Оазис» заявлял, что правообладатель бренда Hernán Cortés фактически не использует его с 2021 года. При этом правовая охрана товарного знака сохраняется, что мешает сети «Красное & Белое» продавать пиво со схожим названием Cortes. В связи с этим истец хотел воспользоваться процедурой досрочного прекращения правовой охраны товарного знака, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Это возможно, если правообладатель не пользуется принадлежащим ему брендом больше трех лет. Но именно это истец и не смог доказать.

Выяснилось, что ответчик «Александровы погреба» передал права на использование торговой марки другой фирме, «Русь», которая выпускает пиво Hernán Cortés — его она получает оптом от производителя ООО «Румата».

«Оазис» указывал, что все три фирмы аффилированы, а объем производства пива «символический», всего 10,8 тыс. бутылок за три года.

«С точки зрения заявителя, объем товара, произведенного с измененным спорным обозначением, является символическим (номинальным), то есть его использование имеет признаки мнимости, поскольку в цепочке хозяйственных связей между обществом “Александровы погреба”, обществом “Русь” и группой компаний “Русьимпорт” есть фактическая и юридическая аффилированность», — говорится в решении СИП.

Также истец заявлял, что ответчик использует видоизмененный товарный знак: не Hernán Cortés, а HERNAN CORTES — заглавными буквами и без диакритических знаков, а на этикетке появился «доминирующий изобразительный элемент в виде корабля».

Суд не принял все эти доводы. Аффилированность компаний не имеет значения, если между ними существуют реальные экономические отношения. Количество бутылок пива также нельзя считать «символическим» или «номинальным» — оно зависит от производственных мощностей предприятия. А небольшие изменения в дизайне этикетки не означают, что правообладатель отказался от своего бренда, следует из постановления суда.

Решение вступило в силу немедленно, но может быть обжаловано в Верховный суд РФ.

В настоящее время в судах идет еще несколько дел с участием этих же компаний. В частности, Арбитражный суд республики рассматривает иск «Александровых погребов» к «Оазису» о взыскании 123 млн руб. за использование товарного знака Cortes, схожего с брендом Hernán Cortés.

По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ООО «Оазис» зарегистрировано в Уфе в 2014 году. Учредителем выступает московское ООО «Меркурий Ритейл Холдинг», совладельцами которого являются ООО «Меркурий Ритейл» (подконтрольно миллиардеру Игорю Кесаеву через личный фонд «Меркурий») и АО «Аврора», принадлежащее семье основателя «Красное & Белое» Сергея Студенникова. Выручка уфимского юрлица сети в 2024 году составила 454 млрд, а чистая прибыль — 895 млн руб.

Прокрутить вверх